Вышла в свет книга об эпохе освоения Западно-Сибирской нефти

Виктор Иоганесович Отт (04.08.1948–18.09.2022) – нефтяник в третьем поколении, который посвятил освоению Самотлора 14 лет. Он был одной из тех ключевых фигур, которые в 1970–1980-х создавали становой хребет советской экономики – нефтяную отрасль Западной Сибири.
Его близкие и сослуживцы издали книгу «Председатель нефтяной промышленности России». Виктор Отт в воспоминаниях коллег и друзей».
Звезда Югры
– В нынешнем году страна и нефтяная отрасль отметили 60-летие первой нефти Самотлорского месторождения – крупнейшего по запасам в стране, которое на пике добычи давало четверть производства нефти СССР. «Самотлор – это не название месторождения. Это название подвига!» Эти слова принадлежат Виктору Иоганесовичу Отту, которому в канун профессионального праздника – Дня нефтяника в Ханты-Мансийске была открыта «Звезда Югры», – рассказал один из составителей книги Андрей Конопляник – профессор, член Научного совета РАН по системным исследованиям в энергетике и коллега Виктора Отта. – К 18 сентября мы выпустили книгу воспоминаний о том, «каким он парнем был». Получилась, однако, книга не только о человеке, гражданине, профессионале, но и об эпохе освоения Западно-Сибирской нефти, ибо большая часть книги написана самими первопроходцами, первооткрывателями, перводобытчиками нефти Югры.
Второй составитель сборника воспоминаний Валерий Гарипов – заслуженный геолог РФ, заслуженный работник Минтопэнерго России. Вместе с Оттом осваивал Самотлор. В 1996–2001 гг. работал заместителем министра топлива и энергетики РФ.
– С именем Отта неразрывно связаны знаковые проекты нефтяной отрасли страны. 14 лет его жизни и профессиональной карьеры были связаны с Самотлором, где он прошел всю восходящую производственную иерархию, ступеньку за ступенькой, закончив гендиректором крупнейшего в стране производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз», которое давало каждую третью тонну нефти в стране, а один лишь Самотлор – каждую четвертую. Он создавал с нуля на Самотлоре первый в стране уникальный газлифтный комплекс, который обеспечивал четверть добычи нефти этого месторождения, – комментирует Валерий Гарипов.
А потом был не менее значимый для страны (сначала СССР, потом Казахстана) по своей уникальности Тенгиз. Позже – Комитет нефтяной промышленности Минтопэнерго России в первом постсоветском правительстве страны, затем Роснефть (первый вице-президент), и снова минтопэнерго, уже в должности первого заместителя министра, при этом он пять раз исполнял обязанности министра, суммарно более полугода.
Председатель
– Когда на годовщину ухода Виктора собравшиеся за столом почтить его память друзья-нефтяники, коллеги по министерству стали вспоминать его, говорить о нем искренние теплые слова, у нас тут же возникла идея собрать эти воспоминания в единый сборник – просто дать возможность всем выступавшим положить на бумагу то, что выплеснулось при этой встрече из их сердец. Все тогда присутствовавшие единодушно поддержали это предложение, – вспоминает историю создания сборника Андрей Конопляник.
С выбором названия книги вопросов не возникло.
– Сразу же выплыло нынешнее, которое показывает, что Виктор был не только одним из великих нефтяников своего времени, но единственным и неповторимым. Ибо только он, пусть и благодаря опечатке в одном из правительственных документов самого начала 1990-х, в котором было пропущено слово «Комитета» – носит титул «Председатель нефтяной промышленности России». Такого титула нет и не может быть ни у кого другого в отрасли, стране, мире, – рассказывает автор сборника.

Из воспоминаний Юрия Шафраника
Ярким эпизодом, связанным с ним, вспоминается коллегия Министерства нефтяной промышленности СССР, которая проводилась в Сургуте в декабре 1987 года с участием всех «нефтяных генералов» Западно-Сибирского НГК, отраслевого министра и первого секретаря Тюменского обкома КПСС. Обсуждался план работ на 1988 год. Тогда Виктор Иоганесович Отт возглавлял «Нижневартовскнефтегаз», Олег Николаевич Яковлев – «Варьеганнефтегаз», а я был гендиректором объединения «Лангепаснефтегаз». Вот эта, включая меня, троица не согласилась с предлагаемыми Миннефтепромом и обкомом КПСС объемами добычи нефти нашими объединениями на очередной год…
Без последствий такая «фронда» остаться не могла. Через несколько дней после этой коллегии Виктор Иоганесович был отправлен на Кубу советником по нефтяным делам, а Олега Николаевича направили на другое месторождение с понижением в должности. Мне, можно сказать, повезло…
Из воспоминаний Валерия Гарипова
Однажды на юбилей ему подарили аккордеон: кто-то узнал, что в детстве Виктор на нем играл. В пылу пиршества Виктор неосторожно заявил: на юбилее Димы Антониади на этом аккордеоне сыграю «Полет шмеля». После осознания последствий такого заявления начал думать: как же выйти из этой ситуации – ведь дал слово. Нашел преподавателя, поставил ему эту невозможную задачу, и тот нашел выход: надо разучивать мелодию романса «Мохнатый шмель». На этом порешили и принялись за уроки. Через какоето время Виктор мне звонит и говорит: «Я сейчас буду играть. Послушай, как получается». Радостный такой! Проиграл и спрашивает: «Ну как?» Отвечаю: «Классно. Это ты «Мурку» играл?»
Кто бы слышал, какой я получил ответ! Да, кстати, на юбилее у Димы он прекрасно исполнил «Мохнатого шмеля».
Источник: news-surgut.ru