В Сургуте «Пиковая дама» поставила точку в программе «60 параллели»

В Сургуте «Пиковая дама» поставила точку в программе «60 параллели»

Автор фото: Игорь Есман

Завершающим аккордом фестиваля «60 параллель» стал спектакль «Пиковая дама» Городского драматического театра Нижневартовска – работа, которая не пересказывает Пушкина заново, а аккуратно снимает с него привычный слой театральной «бронзы». Постановка смотрится легко, но оставляет после себя серьезное послевкусие.

Примечательно, что в зале в этот раз собрались не закоренелые театралы, а именно та аудитория, на которую рассчитана «Пиковая дама», – зрители, посещающие театр по «Пушкинской карте». И почти все они были увлечены происходящим на сцене.

Художественный руководитель Сургутской филармонии Яков Черняк подчеркнул визуальную ясность постановки: «Мне очень понравился визуал, цветовые решения, движение. Все очень цельно. При этом сюжет не терялся ни в пушкинских цитатах, ни в режиссерских находках».

– На самом деле я ничего не меняла в пушкинском произведении. Каждое слово – текст Александра Сергеевича, – отмечает режиссер спектакля Татьяна Родина.

В этом, пожалуй, и кроется главный парадокс: спектакль выглядит современным, но не является осовремениванием в привычном смысле. Режиссер бережно относится с исходному тексту, но сознательно уходит от канонического образа, знакомого по многочисленным театральным версиям: «„Пиковая дама“ обросла ожиданиями – определенная графиня, определенная музыка, определенный Германн. Я поняла, что с классическим подходом мы не прорвемся к тем, к кому спектакль обращен».

Главной стала задача вернуть произведению живое дыхание. Отсюда и выбранный язык – динамичный, насыщенный, с четкими, легко считываемыми образами. Путь Германна в дом графини здесь превращается почти в игру или квест, а сценическое пространство, построенное на зеркалах и стекле, множит отражения и усиливает ощущение неуютного мира. Как объясняет режиссер, современный подросток «очень открыт театру именно благодаря клиповому мышлению» и легко считывает отсылки, ассоциации и смену планов.

Принципиальным стало и решение доверить главные роли молодым актерам. «Если мы хотим, чтобы молодежь приходила в театр, она должна видеть на сцене своих сверстников», – считает Татьяна Родина. Риск был осознанным и со временем себя оправдал: актеры растут вместе со спектаклем, а зритель им верит. История Германна и Лизы здесь звучит как рассказ о выборе, сделанном слишком рано и слишком жестко.

Финал фестиваля получился точным и честным. Как отметил Яков Черняк, «дай бог, чтобы зрители после спектакля прочитали повесть Пушкина и поговорили о нем». Судя по реакции зала, «Пиковая дама» действительно стала приглашением к размышлению, разговору о классике без музейной пыли.

Спектакль не поучает и не давит выводами. Он предлагает увидеть классический текст живым и современным, рассказывая о выборе, желаниях и цене, которую человек за них платит.

Источник: stribuna.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. AcceptRead More