Центральную аптеку Сургута окончательно закроют 26 декабря

Почему закрывают последнюю муниципальную производственную аптеку в Сургуте

Центральную аптеку Сургута окончательно закроют 26 декабря

Автор фото: Ирина Швец

Центральная аптека Сургута закроется 26 декабря после долгих лет работы в убыток. Ситуацию прокомментировала директор аптеки, а ныне зампред ее ликвидационной комиссии Зинаида Кулешова. «Сургутская трибуна» разбиралась, что стало причиной этого решения.

Денег нет – и не было

С начала 2025 года Центральная аптека получила убытки на 2,8 миллиона рублей. Предприятие работало в минус ежегодно уже больше десяти лет – все эти годы аптека выживала, балансируя на грани банкротства.

Чтобы сократить разрыв доходов и расходов, помещение аптеки уменьшили до минимально возможного, часть сотрудников уволили, цены на препараты постоянно поднимали – ничего не помогло:

«Сдерживание растущих убытков за последние четыре года достигалось за счет максимальной оптимизации расходов, тем не менее выйти на безубыточный уровень деятельности аптеке не удалось», – подчеркнули в администрации Сургута.

Как рассказала Зинаида Кулешова, для аптеки высокие убытки означают невыплаченные зарплаты, задержанные поставки, а также долги за коммунальные услуги. Фирме не хватило денег в том числе и на оплату налогов, что привело к блокировке счетов.

– Центральная аптека – это акционерное общество, – уточнила Кулешова. – То есть существует она исключительно за счет заработанных средств. Финансовый момент является определяющим.

Налоги, налоги, налоги…

Особенность Центральной аптеки – ее рецептурно-производственный отдел, в котором специально обученные специалисты узкого профиля изготавливают уникальные лекарства. Особенно сильно в них нуждаются малыши, новорожденные и старики.

Статистика свидетельствует: если в советский период рецептурные отделы встречались повсеместно, то современной России их число постоянно сокращается. В 2015 году таких аптек насчитывалось 1200 (по данным Ассоциации аптечных учреждений), сегодня же их осталось всего 600 – это меньше 1% от числа «стандартных» аптек, которых в стране больше 80 тысяч.

Любопытно, что производственные аптеки вполне могут зарабатывать хорошие деньги, заключая контракты на поставку собственных лекарств с больницами. Средний оборот Центральной аптеки составлял 30 миллионов рублей при всего 17 сотрудниках.

Причина убыточности кроется в сложном регулировании, которое буквально «задушило» этот вид бизнеса во всей стране. Государство методично принимало законы, которые усложняли работу рецептурных отделов, что привело к их почти полному исчезновению. В 2002 году все аптеки вышли из системы здравоохранения, уйдя в свободное рыночное плавание, а в 2010 году для производственных отделов усложнились правила изготовления лекарств (что защитило в первую очередь интересы фармакологических компаний).

Поскольку аптеки из медицинских учреждений перешли в разряд коммерческих, на них возложили полное налоговое бремя. Особенно сложным стало положение рецептурно-производственных аптек, для которых налоговые ставки оказались сопоставимы с полноценными фармзаводами.
С 1 июня 2025 года аптеки вновь стали частью системы здравоохранения. Но проблемы остались те же – закон лишь регулирует работу фармацевтов и провизоров, не касаясь налоговых правил.
– Никаких субсидий, никаких налоговых послаблений у нашей аптеки нет и не может быть согласно федеральному законодательству. Для малого и среднего бизнеса существуют преференции налоговые, пониженные страховые взносы на фонд оплаты труда. Но мы не можем входить в реестр малого и среднего бизнеса. Мы всего этого лишены. – Подчеркнула Зинаида Кулешова.

Аптека не претендует особые условия, доступные бизнесу, так как 100% ее акций принадлежат городской администрации. Возможно, ситуацию исправила бы приватизация, но покупателей не нашлось – крупным сетевым игрокам такой бизнес не нужен.

Администрация города пыталась передать свой пакет акций в собственность окружного правительства, но и там отказались от проблемного актива. В департаменте здравоохранения Югры посчитали, что причин для сохранения Центральной аптеки нет – ее производственные функции заменяет минимум одна частная сургутская аптека. К тому же у некоторых больниц есть свои производственные отделы.

Горожане опасаются, что после закрытия одной из двух производственных аптек, новоиспеченный «монополист» сможет поднять цены на свои препараты. Но если стоимость и вырастет, то незначительно: в данной сфере действует закон о предельной отпускной цене. Государство регулирует наценку на жизненно-важный список препаратов.

Провизоров спросить забыли

Эксперты уже больше десяти лет бьют тревогу на самом высоком уровне, но дело никак не сдвинется с мертвой точки. При Госдуме действует рабочая группа по возрождению производственных аптек. За пять лет никаких реальных решений депутаты не приняли, отметила Зинаида Кулешова.

Возможно, аптеку от ликвидации спасло бы изменение налогового законодательства:

– Если бы нас освободили хотя бы от налога на имущество и от НДС, то аптека бы по чуть-чуть, но смогла бы работать в ноль. Этим летом поступили очередные изменения в налоговый кодекс, мы их очень ждали, но оказалось, что про нас опять забыли… по какой-то причине. – Сказала Зинаида Владимировна.

Однако Зинаида Кулешова добавила, что в будущем, если государство все-таки примет меры, рецептурные аптеки смогут возродиться. Однако вопрос о воссоздании Центральной аптеки, вероятно, будет рассматривать уже не город, а коммерсанты.

Также рецептурный отдел аптеки мог бы стать частью какой-нибудь больницы – того же Центра охраны материнства и детства, например. Но и здесь город не в праве что-либо решать – учреждения здравоохранения регулируются округом.

Дважды ликвидированная

Центральная аптека открылась в 1998 году как муниципальное предприятие. В 2014 году ее ликвидировали, изменив форму собственности на акционерное общество, в котором 100% акций принадлежали администрации города. Этот переход был продиктован духом времени: в стране планомерно проводилась реформа унитарных предприятий, которая выводила бюджетные организации на поле рыночной конкуренции.

Эта тенденция сохраняется и поныне, поэтому «прокрутить фарш назад», вернув аптеке муниципальный статус, нельзя.

Следующие 11 лет Центральная аптека работала в убыток. Закрыть такой бизнес город хотел еще в 2018 году, но тогда вопрос решился продажей основного помещения на проспекте Ленина, за которое город выручил 84 миллиона рублей и направил их на погашение долгов аптеки и задержанные зарплаты. Это был первый и последний раз, когда аптека вышла в плюс по итогам года.

В марте 2019 года аптека закрылась и вновь открылась спустя полтора года в значительно меньшем помещении на проспекте Мира. Впрочем, и эта мера не помогла: аптека осталась убыточной, и в 2022 году вновь стал вопрос о ее ликвидации (к слову, в тот год аптека получила убытки на 1,7 миллиона рублей). Тогда закрыть предприятие не разрешили депутаты, оценив ее важность для уязвимых групп населения.

«Она изначально не была эффективна, не была бизнес-структурой. Модель фармакологического бизнеса работает, начиная от четырех пунктов продажи, поэтому Центральная аптека никогда не станет эффективной и не сможет себя содержать», – констатировал тогда Максим Слепов, будучи тогда председателем думы города.

Таким образом, нельзя сказать, что ликвидация Центральной аптеки стала печальным результатом неправильного управления или неким исключением из рыночных правил – сургутская производственная аптека пополнила многотысячный список уже закрытых аптек такого типа по всей стране. Само ее существование было арифметической погрешностью.

Главным остается лишь один вопрос: попадут ли в зону риска маленькие дети и старики, основные потребители уникальных препаратов Центральной аптеки?

Зинаида Кулешова напомнила, что в 2019 году, когда производство почти на год встало из-за переезда аптеки, никаких проблем у больниц не возникло – спрос благополучно удалось закрыть.

Как скажется закрытие аптеки на фармакологической безопасности Сургута – покажет время.

Источник: stribuna.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Read More