Север, который звучит. Фестиваль искусств «60 параллель» стал одним из символов Югры

До 11 декабря в Сургуте проходит XIII Международный фестиваль искусств «60 параллель». В преддверии 95-летия Ханты-Мансийского автономного округа, которое отметят 10 декабря 2025 года, его музыка звучит особенно символично. За свою историю фестиваль стал частью культурного ландшафта Югры и одним из самых узнаваемых брендов региона. Это история о северном упорстве, о вере в культуру и людях, которые умеют превращать идею в традицию.
От форума – к культурной идее
Первый фестиваль искусств под названием «60 параллель» состоялся осенью 2013 года, но его история началась задолго до первого концерта: в июне 2001 года в Сургуте прошел Международный форум городов 60-й параллели, где объединились 14 городов из России, Финляндии и Дании. Он длился символические 60 часов. Участники форума подписали меморандум о создании независимой международной Ассоциации городов 60-й параллели, а Сургут стал ее рабочим центром.
Инициатором и автором программы объединения городов стал тогдашний начальник департамента культуры, молодежной политики и спорта Сургута, ныне художественный руководитель сургутской филармонии Яков Черняк.
– Идея «60 параллели» была предложена на встрече культурологов в Сургуте, – рассказывает Яков Семенович, – и родилась как концепция гуманитарного пространства под названием «60 параллель», ориентированного на человека и создающего возможности для общения, обмена опытом и налаживания дружеских связей между городами, расположенными на 60 параллели северной широты.
Тогда, в 2001-м, форум включал несколько культурных площадок: фестиваль национальной кухни, ярмарку ремесел «Город мастеров» и праздник «День муксуна», музыкальный фестиваль «Нулевой причал», а также театральную программу и форум визуального юмора «Карикатурум». В программе были круглые столы, семинары, выставки и модные показы.
Среди вдохновителей – директор художественного музея Светлана Круглова, ректор СурГУ Георгий Назин, руководитель Центра культурных инициатив Сургута Юлия Неруш и многие другие.
Идея развивалась и охватила издательскую сферу: с 2004 по 2011 год в Сургуте выходил журнал «60 параллель», который продолжил гуманитарную линию проекта. Постепенно сложился и культурный контур будущего фестиваля.

Преемственность и перемены
Через двенадцать лет после первого форума, в 2013 году, идея получила новое дыхание.
Сургутская филармония представила I Международный фестиваль искусств «60 параллель» – масштабный проект, где участвовали музыканты и коллективы из России, Финляндии, Аляски, Швеции, Эстонии и Фарерских островов.
– Фестиваль стал продолжением того самого форума. Это не просто концерты, а разговор разных культур, объединенных характером «пограничья», – говорит Яков Черняк.– Почему «пограничья»? Жители 60-й параллели – особые люди. Они живут там, где пролегает некий предел комфортного существования человека. И, пожалуй, это обстоятельство нас объединяет.
В афише первого фестиваля значились имена, известные далеко за пределами своих стран: шведский тромбонист Кристиан Линдберг, дирижер из Анкориджа Денни Гриффин, эстонский пианист Танел Йоаметс, певица Эйвор Паульсдоуттир с Фарерских островов, государственный ансамбль скрипачей Республики Саха «Виртуозы Якутии» и многие другие.
– Музыка – это единственный язык, который не требует перевода. Она может передать чувства, поддержать, помочь настроиться на рабочий лад и привести мысли в порядок, – считает заместитель главы Сургута Владимир Фризен.
Тем не менее, «60 параллель» никогда не задумывалась как сугубо музыкальный проект. Это фестиваль профессионального искусства в широком смысле – от симфонических концертов до театра и визуальных образов.
Особая территория искусства
В 2025 году фестиваль «60 параллель» проходит в тринадцатый раз. Часть мероприятий уже прошла, но впереди – новые концерты и спектакли.
4 ноября на сцене Сургутской филармонии выступит государственный ансамбль скрипачей Республики Саха «Виртуозы Якутии». 14 ноября публику ждет программа El Lobo Proyecto – квинтета виртуозного гитариста Владимира Слободина из Санкт-Петербурга, где зрители окунутся в чарующие звуки фламенко. В конце месяца состоится авторский рок-проект «Tribute to Pink Floyd»: всемирно известные хиты прозвучат в исполнении виолончелиста Дениса Шаповалова и симфонического оркестра Сургутской филармонии. 3 декабря на сцену с камерным оркестром народных инструментов «Былина» выйдет солистка Нина Шацкая.
В программу входят не только музыкальные проекты, но театральные постановки. И это не случайное расширение формата. Театр был частью самой первой «60 параллели» – в 2001 году в Сургут приезжал петрозаводский театр «Творческая мастерская», а молодой Сургутский окружной музыкально-драматический театр (сейчас это СМДТ) показывал свою самую первую пьесу «Декамерон». Театр – естественное продолжение идеи объединенного искусства. Именно спектакль закроет XIII фестиваль 11 декабря – постановка «Пиковая дама» Городского драматического театра Нижневартовска.
– Фестиваль – живой организм, – отмечает художественный руководитель сургутской филармонии. – Каждый год он меняется, но география шестидесятой параллели остается. Мы сохраняем ту линию, которая соединяет города северных широт.
Что делает «60 параллель» особенной? Не только география и интернациональность. Сила фестиваля – в человеческой энергии и в том, что он вырос из культурной среды города, а не был создан «по указке сверху». Родившись как городская инициатива, он превратился в региональный символ, формирующий культурное лицо Югры в год ее юбилея.

Взгляд в будущее
Подготовка к следующему фестивалю начинается еще до закрытия текущего. Пока «широкими мазками», но канва следующей «60 параллели» уже вырисовывается. Так, уже известно, что осенью 2026 года планируется премьера лайт-оперы музыканта и композитора, нашей землячки Ольги Егоровой по мотивам финно-угорского эпоса. Это будет логическое продолжение линии на осмысление северной культуры, начатой в предыдущие годы мюзиклом «Путь Олоко» и мистерией «Барсова гора».
География участников XIV фестиваля пока останется преимущественно российской. Яков Черняк поясняет: «Сегодня собрать гостей из разных стран сложнее, чем прежде. Но фестиваль сохраняет свою актуальность в международной повестке, мы поддерживаем существующие связи и формируем новые партнерства. Главное – стремление к сотрудничеству, творческому развитию, «дружба городами» и живые отношения».
Учитывая, что большая часть шестидесятой параллели проходит через Россию: от Санкт-Петербурга до Магадана, – найти потенциальных участников фестиваля вполне реально.
Фестиваль не подстраивается под тренды, а работает в долгую: формирует вкус, поддерживает артистов, открывает сургутянам новые имена. И в преддверии 95-летия Югры «60 параллель» звучит как подтверждение того, что культурная карта региона – это не только географические координаты, но и человеческие связи, которые не стираются временем.
Фестиваль искусств «60 параллель» за 12 лет провел более сотни мероприятий и концертов, которые увидели и оценили более 60 тысяч зрителей.
Источник: news-surgut.ru