Историк Вардан Багдасарян – об общих ценностях наций, проживающих в Сургуте

Диалог с историком Варданом Багдасаряном на полях гражданского форума в Сургуте

Историк Вардан Багдасарян – об общих ценностях наций, проживающих в Сургуте

Автор фото: vk.com/nkohmao

В Сургуте на гражданском форуме «Быть человеком» выступил доктор исторических наук, профессор Вардан Багдасарян – один из наиболее цитируемых российских исследователей вопросов идентичности, общественных смыслов и современных идеологических процессов. Он приехал в Югру по приглашению организаторов форума, чтобы представить доклад о традиционных ценностях и роли человека в условиях глобальных вызовов.

Перед выступлением ученый дал интервью «Сургутской трибуне». Мы поговорили с ним о духовной мобилизации, разрыве между поколениями, поиске объединяющих ценностей для многонациональных городов и о том, почему борьба за смысл сегодня не менее важна, чем борьба на фронте.

В основе – духовность

– Вы часто говорите о необходимости мобилизации духа. Что сегодня может объединить людей и стать той силой, которая мобилизует общество?

– Для мобилизации нужны три вещи: ценности, на которых она строится, цель, ради которой эта мобилизация происходит, и воля. Без любого из этих компонентов духовная мобилизация невозможна. Мир сегодня демобилизован. Мы вошли в третье тысячелетие в состоянии глобальной растерянности. Победить в противоборстве может только тот, кто способен мобилизовать свои потенциалы. Не мобилизация исключительно военная. Это отдельный вопрос. Хотя и она, возможно, потребуется в наше непростое время, но мобилизация именно духовных потенциалов человека.

Существует несколько подходов. Сегодня техноэлиты условно американского типа говорят, что человек себя исчерпал. Другой подход – нацистский: создание человека-фанатика, у которого отключены смыслы, человека-зомби. А принципиальный вопрос заключается в том, возможна ли мобилизация на основе духовного потенциала человека, на основе духовного восхождения. Это всегда была русская тема. И вопрос – может ли она сыграть сегодня, когда мир живет потребительским императивом.

– Вы много ездите по стране, встречаетесь с разными людьми. Ученым свойственно разбирать предмет своего исследования на атомы, а предмет вашего исследования – человек. Как вам кажется, движемся ли мы в нужном направлении? Какие инструменты работают?

– Сегодня актуальна не разборка человека на атомы, а его сборка. Человека разобрали, но собрать обратно оказалось гораздо сложнее. Будущее всегда альтернативно: есть одна перспектива, есть другая. Ничего не предопределено. Идет борьба за каждую составляющую: за смыслы, за идентичность, за подходы.

Мы в 90-е годы выстраивали систему вхождения в западный мир – подбирались механизмы, создавались концепции, кадры. Но это оказалась ошибкой, и наступивший конфликт заставляет перестраиваться на ходу. С начала СВО появился указ № 809, заявлены традиционные духовно-нравственные ценности, национальные цели развития, ориентир на социально ответственного, патриотичного, гармоничного человека. Вектор задан, но ему есть сопротивление. Борьба идет и на линии фронта, и за умы и сердца внутри страны.

Точки соприкосновения

– Сегодня выстроить мост между поколениями становится все труднее. Кажется, что разрыв между детьми и родителями никогда не был таким большим. Что с этим делать?

– Поколенческие разрывы существовали всегда, но современная ситуация, действительно, отличается. Поколение, сформированное в эпоху цифры, с иным стилем мышления и коммуникаций, кардинально отличается по многим позициям. Кто-то говорит, что все нормально. Кто-то считает, что надо срочно спасать молодежь. А кто-то – что от нее нужно спасать страну, потому что они скоро войдут на капитанские мостики с совершенно иной системой ценностей.

Но прежде чем ставить диагноз молодежи, надо вернуться к отечественной системе педагогики. Мы переняли западный концепт свободного воспитания: дать ребенку то, что он хочет. Но откуда тогда возьмется сила воли? Российская педагогическая традиция всегда говорила: развитие – это преодоление себя. Есть идеал, к которому нужно стремиться, и ребенку не всегда этого хочется. Но именно через преодоление возникает развитие. Поэтому вернуть нужно прежде всего себя – свои традиции педагогики, свою антропологию.

– Сургут – город, построенный людьми из разных регионов и культур. Что может стать объединяющей ценностной опорой для таких городов?

– Президент сформулировал важный концепт: Россия – государство-цивилизация. Это не государство-нация, а именно цивилизация. Она предполагает как минимум двухуровневую идентичность. Есть этническая и региональная, но есть и более значимая – цивилизационная. В Российской империи можно было быть представителем любой этнической группы и при этом быть русским. В Советском Союзе – советским. Сейчас этот уровень тоже существует.

Для таких городов, как Сургут, это особенно важно. Этническая и региональная идентичность – это ступеньки, ведущие к цивилизационной. И, учитывая, что тема следующего года заявлена как «единство народов России», эта идея будет только развиваться. Тезис Путина «Мы – Россия, государство-цивилизация» – в том числе про Сургут.

– И финальный вопрос. Чем для вас важны такие форумы, как городской гражданский форум «Быть человеком»?

– Антонио Грамши (итальянский философ, журналист и политический деятель, основатель и руководитель Итальянской коммунистической партии – прим. ред.) сформулировал важный принцип: кто формирует дискурс – тот определяет повестку дня. А кто определяет повестку дня – тот влияет на стратегические решения. Слово имеет значение. Важно, чтобы в России доминировал патриотический и ценностный дискурс. Поэтому по мере сил я участвую в его формировании. Противник тоже будет пытаться захватить дискурс. Слова и смыслы – это начало государственного строительства.

Источник: stribuna.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Read More